СтавропольПн, 29 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Дело о геноциде советского народа на Ставрополье: говорят свидетели обвинения

10 января 1943 года войска Закавказского фронта 223-й стрелковой дивизии и соединений 58-й армии одними из первых освободили от фашистских оккупантов город Георгиевск и 11 сел и станиц. 11 января был освобожден Пятигорск. А 23 января 1943 года Красная Армия очистила от оккупантов всю территорию Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края. Сегодня, спустя 80 лет итог полугодовому пребыванию здесь зверствующих фашистов подводит сама история.

#Аналитика
Дело о геноциде советского народа на Ставрополье: говорят свидетели обвинения
#Аналитика
10 января 1943 года войска Закавказского фронта 223-й стрелковой дивизии и соединений 58-й армии одними из первых освободили от фашистских оккупантов город Георгиевск и 11 сел и станиц. 11 января был освобожден Пятигорск. А 23 января 1943 года Красная Армия очистила от оккупантов всю территорию Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края. Сегодня, спустя 80 лет итог полугодовому пребыванию здесь зверствующих фашистов подводит сама история.

10 января – ИА SM.News. Суд в Ставропольском крае по заявлению краевого прокурора Юрия Немкина о признании геноцидом советского народа установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны на территории региона, два заседания которого состоялись 14 и 27 декабря 2022 года, стал уже десятым в современной истории России. Ранее подобные процессы прошли в Новгородской, Псковской, Ростовской, Брянской, Орловской, Ленинградской областях, Краснодарском крае, Республике Крым и Санкт-Петербурге.

В ходе открытого судебного процесса в Ставрополе рассмотрены многочисленные факты преступлений, свидетельские показания и архивные документы, материалы расследования уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом РФ по статье 357 УК РФ «Геноцид».

«Обреченных на смерть заставляли копать себе могилы»

Один за другим выходят на трибуну Ставропольского суда свидетели обвинения. Кто-то из них был ребенком в период оккупации, в память которого врезались трагические события и факты совершаемых фашистами зверств, кто-то исследовал архивные материалы и озвучивал их в прямом эфире судебного заседания. Обойти вниманием выступления невозможно, ибо в них до сих пор живет страшная правда и дух того времени.

В качестве специалистов в судебном заседании опросили Егора Карагодина, заместителя директора по научной работе Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника края.

Вот его рассказ с трибуны суда:

— 25 августа 1942 года немецкая военная комендатура города Георгиевска выпустила приказ о переселении еврейского населения в другие населенные пункты. Под этим предлогом 27 августа 1942 года около здания комендатуры собралось около 700 человек и на 26-ти грузовых автомашинах и 18 конных подводах они были вывезены в песчаные карьеры, где были расстреляны. 5 января 1943 года в этом месте фашисты расстреляли еще порядка 130 человек. Среди них было много детей, многие из них лежали, прижимая к груди любимые игрушки. То есть, люди рассчитывали, что их, возможно, куда-то переселят, или родители просто пытались детей таким образом успокоить.

Эти факты казни в Георгиевске были освещены уже в 1943 году фронтовыми корреспондентами, в частности, Анатолий Калинин, собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда» описал это в специальном репортаже, который прокуратурой предоставлен в суд. После освобождения Ставрополья здесь работала чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов, в которую входил известный советский писатель Алексей Толстой. И от 10-11 июля 1943 года был составлен акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Георгиевске Ставропольского края, подписанный 28 июля 1943 года. Впоследствии эти документы фигурировали как доказательство вины Гитлера на Нюрнбергском процессе.

Памятники в местах расправы над мирным населением установлены в Кисловодске, Пятигорске, Железноводске. В Апанасенковском округе на окраине села Дивного находятся братские могилы более 400 человек, преимущественно граждан еврейской национальности. Местные жители, очевидцы рассказывали, что перед расстрелами этих обреченных на смерть людей самих заставляли копать себе могилы.

В балке на окраине села Арзгир создан мемориал жертвам фашизма. В этом месте в сентябре 1942 года оккупанты расстреляли примерно 695 человек – евреев, русских и молдаван. Местным жителям удалось укрыть от нацистов некоторых обреченных на смерть детей.

«Детей умерщвляли, впрыскивая в нос ядовитые вещества»

В Буденновске за время оккупации были уничтожены более 1700 советских граждан, на пустыре возле городского сквера было расстреляно более 500 человек. Также расстрелы происходили на южной окраине города в ямах, предназначенных для обжига кирпича. По свидетельству очевидца событий, профессора, доктора сельскохозяйственных наук Виталия Афанасьевича Грязева во время немецкой оккупации Буденновска всех граждан еврейской национальности заставили встать на учет и приступить к выполнению принудительных работ. При этом евреев убеждали, что по прошествии некоторого времени их отправят в Палестину, но для этого им необходимо пройти карантин и санитарную обработку. Под видом этого карантина людей вывозили за город, где происходили массовые казни. При отступлении из Буденновска в январе 1943 года немцы расстреляли всех, кто в то время находился в городской тюрьме, взорвали все школы, вокзал, здание райкома ВКП (б).

В Изобильненском городском округе на границе села Московского и поселка Рыздвяного установлен памятник на месте массовой казни: 29 августа 1942 года здесь было расстреляно 118 человек – 94 местных жителя и 24 эвакуированных из других регионов СССР, в том числе 26 детей от грудного возраста до 16 лет. Взрослых расстреливали, детей умерщвляли путем впрыскивания в нос ядовитых веществ (по свидетельству случайных очевидцев массовой казни). Расстрелянных людей палачи закопали в неглубокие ямы и в последующие дни местные жители видели, как животные растаскивали по полям части человеческих тел. Акт со списком погибших был составлен на основе известных фактов расправы и показаний свидетелей, жителей села Московского и зарегистрирован за номером 115 в книге учета ущерба от 30 июня 1943 года.

Массовая казнь произошла в станице Новотроицкой на берегу реки Егорлык – порядка 300 человек было казнено.

«Людей закапывали живыми»

12 августа 1942 года фашистами были уничтожены 360 мирных жителей села Красногвардейского. Среди казненных были 60 детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет.

29 апреля 1943 года спецкомиссия в составе 7 человек составила акт, в котором говорилось, что на большинстве детских трупов не было следов ранений, то есть их либо умерщвляли при помощи ядовитых веществ, либо возможно, закопали живыми.

На южной окраине села Новомихайловского фашисты и их пособники расстреляли около 200 мирных жителей. На окраине станицы Курской в поселке винсовхоза «Восход» установлен памятник, свидетельствующий о трагедии осени 1942 года. 19 октября на окраине станицы в ямах, предназначенных для обжига кирпичей, было казнено порядка 468 граждан еврейской национальности из числа, как местных жителей, так и села Богдановка и хутора Менжинский. Стариков, женщин, детей ставили на край ямы, расстреливали, а затем закапывали. Опять же вскрытие показало, что некоторые были погребены, будучи еще живыми.

На окраине села Левокумского 2 октября 1942 года возле кирпичного завода было уничтожено порядка 286 мирных жителей. В городе Новоалександровске сохраняется братская могила – более 500 жертв фашистского террора. Здесь были казнены не только местные жители, но и близлежащего совхоза Темижбекского, Южного, Горьковского, Расшеватского. Сочувствующих жителей также казнили.

Чрезвычайная госкомиссия актами, заявлениями потерпевших, показаниями свидетелей, заключениями медицинских экспертов, документальными материалами зафиксировала преступления в городе Ставрополе. За период оккупации здесь было уничтожено порядка 8 тысяч человек.

«Военнопленных сожгли живьем»

Отдельного внимания заслуживают преступления против военнопленных. Отношение к ним было незаконным, безобразным и факты говорят, что в лагерях для военнопленных создавались условия, заведомо несовместимые с жизнью. Один факт варварского отношения к военнопленным в Курсавке. Это село находилось под оккупацией с августа 1942 года, оккупанты разорили колхозное хозяйство, а уходя из села, 14 января 1943 года, вывели 120 человек советских военнопленных и арестованных местных жителей и повели их по направлению к станции Водораздельная. Отведя их примерно на 3 км от Курсавки, загнали всех в железнодорожную будку, облили бензином и сожгли живьем. Об этом рассказал советским властям житель села Курсавка Никифор Дробот.

Ценным источником сведений о положении дел на Ставрополье в период оккупации являются воспоминания современников и очевидцев тех событий. До наших дней дожили считанные единицы из них, но сотрудники музеев в свое время успели записать воспоминания земляков. В частности, в 1995 году в местах проведения особо ожесточенных боев работала Терско-Кумская экспедиция археологической лаборатории Ставропольского государственного педуниверситета, в которую входили и сотрудники музея. Материалы экспедиции отложились в фондах музея. В ходе работы проводилось фотографирование и видеосъемка очевидцев событий, удалось опросить 30 свидетелей боевых действий и последующих захоронений советских воинов, было отснято 5 часов видеоматериалов.

Подобные экспедиции проводились и в конце 90-х – начале 2000-х и также были зафиксированы воспоминаниями ставропольцев о преступлениях, совершенных немецко-фашистскими оккупантами осенью 1942- го – зимой 1943 годов.

Места наиболее массовых преступлений известны и увековечены, но в процессе хозяйственной деятельности и сегодня могут быть выявлены новые свидетельства геноцида.

Продолжение следует.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.