СтавропольЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Достояние России нуждается в защите

На Ставрополье давно кипят страсти вокруг Кавказских Минеральных Вод. Эксперты гидрогеологи, экологи, курортологи, юристы пытаются достучаться до властей, защитить экологию и лечебные природные факторы Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска, Железноводска. Чиновники же, действуя в рыночных условиях, ориентированы на развитие агломерации со всеми вытекающими последствиями – увеличением техногенной нагрузки, загрязнением воздуха и почв, ростом числа туристов и извлечением прибыли.

#Интервью
Достояние России нуждается в защите
#Интервью
На Ставрополье давно кипят страсти вокруг Кавказских Минеральных Вод. Эксперты гидрогеологи, экологи, курортологи, юристы пытаются достучаться до властей, защитить экологию и лечебные природные факторы Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска, Железноводска. Чиновники же, действуя в рыночных условиях, ориентированы на развитие агломерации со всеми вытекающими последствиями – увеличением техногенной нагрузки, загрязнением воздуха и почв, ростом числа туристов и извлечением прибыли.

27 сентября – ИА SM.News. О том, как специалисты оценивают сегодня ситуацию в курортном анклаве и что надо сделать, чтобы здравницы служили на благо народа, беседуем с гидрогеологом, экологом Владимиром Леопольдовичем СУПРУНЕНКО и руководителем общественной организации «Союз защиты курортов», курортологом, главным врачом санатория, ранее занимавшемся вопросами курортов в масштабе страны, в недалеком прошлом мэром города Ессентуки, Иваном Степановичем СТОЯНОВЫМ.

— Владимир Леопольдович, оцените, пожалуйста, нынешнее положение федерального курорта Кавказские Минеральные Воды.

— Я 30 лет участвую в совещаниях разного уровня по одному единственному вопросу: как спасти эту главную природную здравницу страны – лечебную базу государства от чиновничье-коммерческой вакханалии, не считающейся ни с одним законодательным актом по охране этого уникального региона.

Могу сказать: всё, что «натворила» власть за последние 30 лет в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавминвод однозначно и неумолимо ведёт к уничтожению его лечебной сути.

Общее эколого-рекреационное состояние курортов давно перешагнуло ту красную черту, за которой начинаются необратимые процессы для природных лечебных ресурсов и для экологии региона, для санаторно-курортного комплекса в целом.

— А конкретнее?

— Идущий на Ставрополье процесс подачи судебных исков общественности на постановления краевого правительства – подтверждение этому. Так, отменен краевой закон №118 об изменении границ особо охраняемых природных территорий, в том числе Бештаугорского заказника и нескольких других. По ним – через Минводы, Железноводск, Лермонтов и Пятигорск должен был пройти крупнейший в стране велотерренкур протяженностью 75 км с федеральным финансированием 3 млрд рублей. Суды всех инстанций в защиту экологии региона общественность выиграла.

Еще пример: краевая власть утвердила «Схему территориального планирования региона КМВ». В ней – фрагментарный подход к районному планированию Минераловодского округа и Предгорного района. Схема предусматривает строительство дополнительно около 400 объектов. При этом обязательная государственная экспертиза с участием Минприроды и Минздрава, специалистов курортологов, гидрогеологов и экологов не проводится.

— Как такая агрессивная политика развития агломерации влияет на гидрогеологическую структуру Кавминвод?

— Напрямую влияет. Подземные месторождения минеральных вод КМВ — это единая водонапорная система, где отдельные месторождения гидравлически связаны, то есть предполагают наличие единого недропользователя, ведущего сбалансированную эксплуатацию месторождений. Разрушение этой системы путём передачи частным предпринимателям (а их около 30) целого ряда месторождений минеральных вод, являющихся важными звеньями в системе курортного лечения, создало в гидроминеральной базе региона обстановку полного хаоса.

Принятый в настоящее время порядок выдачи лицензий на недропользование месторождений минеральной воды не отвечает интересам развития и совершенствования гидроминеральной базы курортов федерального значения. В частное пользование переданы Ново-Благодарненский участок Ессентукского месторождения, где сосредоточено около 70% разведанных запасов Ессентукского типа, а также крупнейшее Нагутское месторождение минеральных вод, Кумское, Змейское, Лысогорское, Берёзовский участок Кисловодского месторождения, Быкогорский, Винсадский участки…

Никогда ещё в истории региона гидроминеральная база не дробилась между частными недропользователями.

— Как это сказалось на состоянии лечебной базы?

— Первой жертвой стал самый популярный в стране курорт – Кисловодск. Неправомерная выдача лицензий на недропользование и незаконное бурение собственных скважин на территории завода ОАО «Нарзан», их дальнейшая эксплуатация, привели к смещению значимых гидрогеохимических элементов. Вода источника «Нарзан», кроме бактериологического загрязнения, стала ещё и практически пресной – ниже установленных кондиций упала минерализация и главный лечебный элемент – углекислота.

Из курортных учреждений посыпались жалобы – пропал лечебный эффект. В санаториях идет подмена лечебных гидроминеральных процедур совершенно иными. Такая ситуация продолжается с 2003года. При этом половина запасов месторождения сбрасывается в реку.

На Ессентукском месторождении фиксируется снижение гидрогеохимических показателей по Ново-Благодарненскому участку (Ессентуки-4 и 17), а также по бальнеологической углекисло-сероводородной воде. Снижаются гидрохимические показатели по минеральной воде Ессентуки-17 Центрального участка. Появилась тенденция заказных изменений ГОСТов на минеральную воду.

На Пятигорском курорте бактериально загрязнены 30% углексло-сероводородных и радоновых вод.

На Тамбуканском месторождении лечебной грязи минерализация рапы упала до 20 г/л при норме 60 г/л. А это угрожающая деградация лечебных свойств грязи и мрачная перспектива остановки водогрязелечебниц в городах-курортах. Более 30 лет мы наблюдаем здесь негативные процессы из-за загрязнений с автотрассы, недопустимого опреснения рапы, застройки первой охранной зоны. А ведь это озеро обеспечивает крупнейший в мире узел грязелечебниц курортов федерального значения.

— При таких обстоятельствах Кавминводам долго не продержаться.

— Среди учёных уже существует пессимистический вариант развития событий — региону как здравнице осталось жить не более десятка лет! А чему удивляться? Здесь в общей сложности более 370 скважин, большинство из которых неизвестно, в каком состоянии. Зато известно, что значительная их часть изношена и нуждается в капитальном ремонте.

Отсюда и резкое ухудшение гидрогеохимической характеристики источника «Нарзан», падение качества Ессентукского типа вод на Центральном и Ново-Благодарненском участке. Словом, достояние России нуждается в защите.

— Иван Степанович, при таком вот плачевном экологическом состоянии Кавминвод регион объявляется краевыми властями туристической меккой. Не кажется ли Вам, что происходит подмена понятий: разве можно ставить знак равенства между туризмом и лечебными учреждениями, коими являются санатории?

— Согласен. Курорт это совершенно отдельная индустрия в отличие от туризма. Санаторно-курортные комплексы созданы для лечения и оздоровления больных. Считать туристами таких людей нельзя. Туристов больных не бывает.

Санатории это, прежде всего, качественная лечебно-диагностическая база, основанная на лечебных природных ресурсах: минеральной воде, водолечении грязелечении, климатолечении.

Когда чиновники рапортуют, что в этом году регион Кавминвод посетят не менее 1,6 млн туристов, не уточняется, что речь идет все-таки о людях, которые, в основном, покупают санаторно-курортные путевки и приезжают на лечение, а экскурсии – это составная часть лечения в выходные дни.

— Удивительно, что общественникам удалось отбиться от вредной идеи строительства велотерренкура.

— Остановить процесс общественность смогла только с помощью Генеральной прокуратуры РФ. Какая была необходимость в этом терренкуре шириной дороги в 10 метров, если это строительство в особо охраняемой природной территории сопряжено с вырубкой огромного количества деревьев и экологическим вредом для всего курортного региона?

— Чтобы построить там много торгово-развлекательных объектов.

— Какой ценой?! А ведь эти решения не с неба свалились. Они принимались администрациями городов при согласии руководства края. Но когда общественность вместе с Генпрокуратурой занялись этим вопросом, Минприроды РФ отозвало все свои согласительные документы.

А до этого там не знали, что происходит? Ведь законы о курортах никто не отменял, все знали, что этого делать нельзя. Но пришлось общественному формированию пройти длинный путь борьбы, выиграть все суды и отстоять право граждан на экологически безопасную среду. И если бы мы этого не сделали, всё бы вырубили. А кто был бы виноват? Конечно, власть.

В настоящее время в крае создают 44 объекта санаторно-гостиничной инфраструктуры на общую сумму более 57 млрд рублей. И работа над привлечением инвестиций в эту сферу будет продолжаться. Как развитие индустрии гостеприимства укладывается в лечебный профиль курортов? Или это тоже крен в сторону туризма?

— Развитие гостиниц – правильное направление. Но кроме санаторных путевок надо развивать курсовочное движение, когда человек может приехать, жить на квартире или в гостинице и получать лечение в санатории. А раньше для этой цели были созданы курортные поликлиники, где отпускались лечебные процедуры. Это движение умерло. А курортологическая наука разрушена.

Сегодня в санаториях все лечебно-диагностические базы работают в одну смену. Это слишком большая роскошь. В советское время ставился вопрос, что они должны работать в две смены, чтобы отпускать процедуры курсовочникам, потому что путевок в санатории всем желающим может не хватить, что мы сейчас и наблюдаем. А если еще санаториям по себестоимости отпускать электроэнергию, воду и т.д., то можно удешевить стоимость отдыха и лечения и добиться роста оздоравливающихся на курорте, что важно для нашей страны, для сбережения здоровья людей.

— А есть ли поддержка общественникам со стороны официальных структур в регионе?

— Общественная палата Ставропольского края всегда занимала принципиальную позицию. Но недавно случился инцидент, когда вместо рассмотрения наших предложений по спасению курортов и созданию комиссии по оценке происходящего в регионе, Палата занялась второстепенными вопросами типа сбора мусора и не захотела обсуждать обозначенные нами проблемы. А руководитель аппарата Общественной палаты Ильченко даже посоветовал руководителям общественных организаций обратиться к экс-президенту США Д.Трампу: «Он решит ваши проблемы», и за это до сих пор не извинился.

— Так если вас в регионе не слышат, может быть, есть смысл выходить на федеральный уровень, ставить вопрос о передаче федеральных курортов под юрисдикцию РФ, правительства страны?

— Вне сомнения, это было бы правильно. Желательно, чтобы на Кавминводах был один хозяин – федералы. А развивать города-курорты каждому по своей программе это неверно, нужен комплексный подход: общекурортная инфраструктура, дороги, подъездные пути, аэропорт…

Общественники, экологи, курортологи, гидрогеологи – это наш серьезный актив, способный и предложения вносить, и в их рассмотрении участвовать до самого момента принятия решения. К сожалению, этого законодательство не предусматривает, а напрасно, потому что многие ценные предложения и усилия уходят в песок.

— С чего надо начать работу по спасению курортов?

— С программы, по типу той, что была разработана в 1991 году. Она называлась «ТерКСОП КМВ» — территориальная комплексная программа развития Кавминвод. В ней четко было расписано, что можно строить на курортах, какая должна быть хозяйственная деятельность. Над ней работали серьезные НИИ, профессионалы высокого уровня. С началом рыночных реформ и сменой власти, эту программу отправили в небытие и в тиши кабинетов стали писать то, что не основывалось на анализе экологической ситуации Кавминвод.

Чтобы что-то создать, надо хорошо знать предмет: в каком состоянии находятся лечебные ресурсы, какую роль играет сложившаяся техногенная обстановка, созданная за несколько десятилетий. Разобраться, что же такого настроили, что сыграло отрицательную роль, как пострадала экология всех городов-курортов? И потом уже говорить о программе сохранения курортов.

И вот когда эта аналитика в комплексе будет проведена, тогда и родится серьезная программа. Она, скорее всего, повлечет за собой изменения в законодательные акты, которые вышли за последние 30 лет.

Например: почему в регионе до сих пор не ограничена прописка россиян? Население прибывает, а это техногенная нагрузка. Мощность очистных давно не отвечает современной нагрузке. А кто изучил влияние транспорта на экологию? В Кисловодске сидишь в центре города и видишь смог, потому что выброс выхлопных газов от машин огромный. Учёные приравнивают этот курорт по уровню загрязнения атмосферы к Челябинску.

— Неудивительно. Ведь многие тысячи автомобилей ежедневно въезжают в Кисловодск.

— Если мы не имеем конкретного анализа положения дел в экологии, не имеем данных о влиянии техногенной обстановки на лечебные ресурсы, мы не можем составить мероприятий, которые бы положительно могли повлиять на ситуацию в регионе.

Вести надо такую хозяйственную деятельность, которая бы отрицательно не влияла на минеральные источники, на ландшафт, на состояние воздуха. Но – нет такого анализа.

— Кто его может сделать?

— Государственная комиссия правительства РФ с участием тех специалистов, которые ранее создавали этот курорт и сегодня живут здесь, и видят, и оценивают все происходящее с точки зрения имеющихся знаний и опыта и защищают его интересы. Вот они и должны помочь родиться этой программе спасения Кавминвод. А в основу положить ранее разработанную – «ТерКСОП КМВ».

И ещё: не следует забывать, что на особый период Кавказские Минеральные Воды – уникальная крупнейшая госпитальная база страны. Именно такой период переживает сейчас Россия.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.