СтавропольЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Эту правду не задушишь, не убьешь

23 января 1943 года Ставропольский край был полностью освобожден от фашистов. 20 января 2023 года краевой суд признал юридический факт геноцида, совершенный оккупантами в период Великой Отечественной войны на территории Ставрополья. На втором заседании с трибуны краевого суда докладывали свидетели обвинения. Предлагаем вниманию фрагменты их выступлений.

#Аналитика
Эту правду не задушишь, не убьешь
#Аналитика
23 января 1943 года Ставропольский край был полностью освобожден от фашистов. 20 января 2023 года краевой суд признал юридический факт геноцида, совершенный оккупантами в период Великой Отечественной войны на территории Ставрополья. На втором заседании с трибуны краевого суда докладывали свидетели обвинения. Предлагаем вниманию фрагменты их выступлений.

23 января – ИА SM.News. Палачей знаем поименно

Наталья Любимова, директор Государственного архива новейшей истории края:

— В публикации газеты «Красная звезда» от 5 августа 1943 года преступные действия немецких оккупантов в Ставрополе, Георгиевске, Кисловодске, Ессентуках, Минеральных Водах, Железноводске и Теберде были указаны фамилии фашистских палачей, участвовавших в массовых расстрелах мирных граждан. Это начальник гестапо Майер, обер-лейтенанты Кацендорф, Отто Вебер, Фишер, комендант Кисловодска Поль, капитан Винс и другие.

Охота на коммунистов и евреев

В акте Пятигорской ГК от 25 июня 1943 года сказано, что в августе 1942 года немецкой комендатурой был объявлен приказ о регистрации членов и кандидатов в члены ВКП (б). В середине октября последовало выселение первой очереди коммунистов с их семьями в количестве 1200 человек в село Александровское, а в конце октября состоялось выселение второй очереди и готовилось выселение третьей очереди, не состоявшееся вследствие наступления Красной армии.

В акте Минераловодской ГК от 15 июля 1943 года зафиксировано, что в ходе раскопок противотанкового рва на протяжении 551 метра в четырех вскрытых шурфах было обнаружено сплошное залегание трупов на глубине от 1 до 2 метров.

Документы свидетельствуют о пытках и расстрелах без суда и следствия в отношении лиц, заподозренных в оказании сопротивления оккупационным властям. Так, свидетельские показания артиста и режиссера Киевского театра музкомедии Роберта Робертова, работавшего в Пятигорском театре, говорят о том, что комендант театра и общежития Константин Гординин был замучен и расстрелян гестапо: он дал фашистам сведения об отсутствии в общежитии театра евреев и коммунистов.

Из акта от 23 апреля 1943, составленного гражданами города Пятигорска: «Полиция поместила арестованных в темные сырые подвалы, нередко оставляя их без пищи, значительное количество арестованных после пыток было уничтожено. Гражданин Ковальчук, будучи арестованным, был свидетелем повешения молодого человека, пытавшегося вступиться за своих двух сестер, которых немецкие солдаты хотели изнасиловать».

По свидетельским показаниям гражданки Супрун известно, что ее сокамерники подвергались невероятным избиениям. 14 летнюю Нину Павловну Сучиеву после избиений бросали в камеру с заданием выявить среди заключенных подозрительных лиц. Она не выполняла поручений, за это ее снова подвергали избиениям и пыткам.

110 актов были составлены в 43-44 годах, они попали в фонд злодеяний №1368, который хранится в Госархиве Ставропольского края. После этого составлялись еще акты. 2020 год стал годом наиболее полного исследования, — рассказала Наталья Любимова.

Врачей уничтожали методично и хладнокровно

Об этом рассказал в суде Андрей Карташов, доктор исторических наук, член краевой Общественной палаты:

— За 5,5 месяцев оккупации Ставропольский мединститут потерял 33 человека сотрудников и 35 членов их семей. А всего с учетом студентов и выпускников 72 человека.

В городе Ставрополе были уничтожены завкафедрой нормальной анатомии Розалия Полонская, завкафедрой биохимии Яков Бляхер, завкафедрой глазных болезней Яков Замковский, завкафедрой микробиологии Бак, завкафедрой неорганической химии Алексей Полонский, завкафедрой Федор Брикер, профессор Яков Шварцман. Кроме того от рук нацистов погибли доценты Булгач, Виленский и другие, а также ряд ассистентов.

Большинство из них было уничтожено 12 и 14 августа 1942 года. Нацисты знали, что за люди находятся в их руках. Группе работников института была дана отсрочка – предложено под дамокловым мечом продолжать заниматься научной и лечебной деятельностью. Так, кардиолог Шварцман, профессор, доктор медицинских наук продолжил работать над созданием лекарства собственного изобретения для лечения кардиологических больных. Профессор Бриккер интересовал нацистов как талантливый патафизиолог, который изучал раковые опухоли. Им была дана отсрочка. Продолжили работать по специальности некоторые другие профессора, но 19 сентября все они были схвачены и 20 августа уничтожены ядовитым газом путем удушения в душегубках по дороге в лес, где закапывались трупы.

Предложили побриться, потом убили

Иезуитству фашистов не было предела. Так, при аресте профессора Шварцмана офицер гестапо выразил удивление и негодование по поводу бедности обстановки профессорской квартиры и предложил переехать в лучшие условия, более достойные старого и заслуженного профессора. А профессору Бриккеру в день его гибели было обещано свидание с его семьей, давно уже уничтоженной, для этого ему дали возможность побриться, после чего повели на смерть.

Из числа студентов института погибли выпускница Софья Островская, председатель студпрофкома Иосиф Заболотный, студенты разных курсов.

Согласно акту районной комиссии Сталинского района города Ставрополя среди врачей были стоматологи с детьми и семьями – 27 человек. В Кисловодске в числе расстрелянных были доктор Чацкий с семьей, доктор Шварцман, Сокольский – всего 117 медработников.

Перед угрозой зверств немецкого командования покончили жизнь самоубийством доктор Виленский с женой, доктор Бугаевская, медсестра Покровская. Доктор Файнберг с женой и дочерью пытались покончить с собой, перерезав вены и приняв морфий, однако им не дали умереть, отправили в больницу, вылечили, а затем расстреляли. Этот акт подписали жители Кисловодска и медработники.

В числе уничтоженных были сотрудники Первого Ленинградского мединститута и студенты.

9 сентября 1942 года на станции Товарная в Кисловодске были погружены на платформы работники эвакогоспиталя №5404, в списке – 19 человек. Всего же от эвакогоспиталя было вывезено на стекольный завод под Минеральными Водами и расстреляно 46 медработников.

Не желая подвергаться издевательствам фашистов, 9 сентября покончила с собой медсестра госпиталя Генриетта Варгафтик.

В числе уничтоженных жителей Железноводска были врачи госпиталя, санитарка. 23 августа были арестованы, подверглись издевательствам, а потом расстреляны работник госпиталя Борис Каширин, медсестра Анна Константинова, директор дома инвалидов Отечественной войны Владимир Ездоков. В ноябре-декабре 1942 года были арестованы и расстреляны врач госпиталя Анна Полаева, санитарка Анна Шабалдасова – она провела в гестапо 30 дней, подвергалась телесным наказаниям 25 ударами розг.

В Ессентуках погибли Зинаида Лучник, доктор медицинских наук, доцент кафедры социальной гигиены Ленинградского педиатрического института и ее сестра Полина Эфроси, советский психолог и педагог, профессор Ленинградского института по изучению мозга и психических деятельности. Накануне расстрела они пытались покончить жизнь самоубийством, но были схвачены нацистами и уничтожены. Им было далеко за 60 лет.

И это далеко не полный перечень.

Душевнобольных умерщвляли сотнями в душегубках

Страшные факты озвучила в суде Земфира Картмазова, научный сотрудник музея-заповедника им. Прозрителева и Праве, сотрудник «Краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1»:

— Мы сегодня основываемся на пояснительной записке исполняющего обязанности главного врача в то время Давида Степановича Гамбарова, на основе которой был составлен акт о злодеяниях в нашей больнице.

Так, 3 августа 1942 года Ставрополь был захвачен войсками вермахта. Нацисты имели четкое представление об обстановке в городе, знали о месте нахождения психиатрической больницы и сразу приступили к осуществлению так называемой профилактической зачистки захваченных территорий от психических больных для сохранения чистоты расы господ, как они именовали свой процесс.

Для этого они применили массовую эвтаназию в душегубках, в мобильных газовых камерах.

4 августа в больницу явились два немецких военных врача в сопровождении заведующего методическим отделом городской управы доктора Шульца и приказали доктору Гамбарову приготовить всех душевнобольных в отправке в села Донское и Пролетарское, так как по существующим немецким законам, душевнобольные в городе и возле города находиться не могут. Больные должны отправиться только в одной больничной одежде без каких-либо вещей и без медработников. Якобы в больницах сел Донское и Пролетарское есть все необходимое для лечения таких больных и немецкий персонал.

5 августа 1942 года в психбольницу приехали члены немецкой команды во главе с фельдфебелем Герингом на больших машинах. Они герметично закрывались, внутри были обиты – оцинкованы жестью, без окон и без сидений. Немцы запускали в машину по 70-75 человек, не проверяя по спискам и не требуя никаких документов. После посадки больных двери автомашин немедленно закрывались и запирались на замок. Крики посаженных в автомашины больных прекращались вскоре после пуска мотора.

Через час-два машины возвращались за следующими партиями больных. Таким путем 5, 7 и 10 августа 1942 года было вывезено 632 душевнобольных, в том числе и дети из городского отделения, Октябрьского отделения психбольницы, из городского патронажа и из патронажа на хуторе Молочном, а все имущество больницы – мягкий и твердый инвентарь, продукты – были расхищены.

Им кололи руки и ноги ножницами

20 и 22 августа 1942 года по распоряжению гестапо фельдфебелем Шмитцем таким же путем были вывезены еще более десяти вновь поступивших больных. Всего – 660 человек. Сама больница была закрыта и до отступления нацистов использовалась для нужд вермахта.

А в села Донское и Пролетарское пациенты не доехали, были умерщвлены.

Одна из свидетельниц того преступления сообщила: «Сама я видела, какой была массовая посадка: когда больные сопротивлялись и держались за дверь, то немецкий офицер вынимал из кармана ножницы и прокалывал им руки и ноги, чтобы они их убирали, и плотнее можно было закрыть машину».

Судебный эксперт медотдела городской управы сообщил доктору Гамбарову, что умерщвление больных произведено путем отравления окисью углерода из выхлопной трубы в герметично закрытых машинах.

При отступлении немцев из Ставрополя 21 января 1943 года больница, построенная в 1907 году, являющаяся республиканской, прекрасно оборудованной, была полностью уничтожена, чем был нанесен ущерб в сумме 8 млн 867 тысяч рублей.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.