СтавропольПн, 29 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Короче, не сдаемся!

Молодой фермер на Ставрополье пытается самостоятельно выстоять в условиях рынка

#Интервью
Короче, не сдаемся!
#Интервью
Молодой фермер на Ставрополье пытается самостоятельно выстоять в условиях рынка

28 октября – ИА SM.News. Его зовут Сафи Акрум. И лет ему 28. А за плечами жена и трое сыновей, собственная животноводческая ферма, сад, сельхозтехника, выигранные грант и соцконтракт, и понимание, что если отмотать картину жизни назад, он пошел бы тем же путем, каким бы трудным и порой беспросветным он ни казался.

Сафи – обрусевший сириец, красивый, статный, вдумчивый трудяга. Четко формулирует мысль и искренне рассказывает.

— Я женился сразу после школы, поступил заочно в Белгородский филиал университета в Минеральных Водах, через год пошел в армию – к тому моменту у меня уже был полугодовалый сын. В армии служил в космических войсках в Карачаево-Черкесии, был командиром отделения технических средств системы охраны и физической защиты.

После армии восстанавливаться в институте не стал – не было ни времени, ни средств. Начал заниматься сельским хозяйством.

— Почему?

— Я не был готов на кого-то работать. Как я тогда наивно считал, в сельском хозяйстве нет потолка: сколько можешь – столько и делай. Мне было это интересно. Купил одну-две головы теленка и с этого начал. Но… заблуждался я. Такие гигантские средства требуются для развития, что никакие гранты этого не компенсируют.

— Но ты же вступил в краевую программу по программе поддержки начинающих фермеров. Не помогла?

— Да, в 2016 году состоялся этот конкурс, я вышел победителем – набрал большое количество баллов со своим бизнес-планом. Он у меня был составлен удачно на полтора миллиона рублей.

Я тогда нуждался в помощи и потому пошел на конкурс, но по итогу мне выделили 1 миллион, из них 200 тысяч – материальная помощь, чтобы купить для семьи холодильник, бытовую технику. На развитие оставалось 800 тысяч. Я купил земельный участок и просил краевой минсельхоз разрешения на средства гранта огородить участок. Сейчас у меня там сад и земля под выращивание картофеля.

Я держу хозяйство, пытаюсь развиваться. Но это… черная дыра. Сколько ни вкладывай, всё мало.

— Сейчас ты уже не начинающий фермер и можешь претендовать на другие суммы господдержки?

— Как участник конкурса в категории «семейная ферма» я могу стать грантополучателем по бизнес-плану, в таком случае дают до 35 миллионов рублей. Но при этом 40% должно быть собственных средств: 10 своих и 30 заемных. То есть, на каждые 10 миллионов у меня должно быть 4 миллиона своих.

— Которых нет?

— А откуда они возьмутся, если бесконечно вкладываешься в развитие?

Или взять кредиты: реальный доход в сельском хозяйстве можно получить один раз в три-пять лет. Но никто же не даст такую отсрочку?! Даже на два года не даст. Если я сейчас захочу построить ферму, которая по моим расчетам будет стоить, условно, 10 тысяч рублей, на практике она выйдет в 15, потому что надо будет делать смету, документацию, а это стоит немалых денег.

7 лет назад я начал заниматься этим делом, и до сих пор идет накопительный процесс, и когда я «выстрелю», когда крепко встану на ноги и смогу работать спокойно, получать удовольствие от этого труда, я – без понятия. И если бы не друзья, которые поддерживают… Потому что у меня были порывы…

— Всё бросить?

— Да. Были.

— Сегодня молодежь не заставишь сельским хозяйством заниматься. Отвык народ от земли.

— Жизнь в селе непростая. Мои ровесники, к примеру, живут в квартирах, им не надо лезть на крышу и латать ее или ставить забор, у них бюджет семейный стабильный, они, как белые люди, приходят с работы в 18 часов. А я с работы появляюсь ближе к полуночи – на ферме всегда находится, что делать. Могу начать чистить сарай и выхожу из него в 3 часа ночи – в хозяйстве должно быть идеально чисто.

— Но у тебя всего две руки. Одному тяжело тянуть всё это, пусть даже тебе всего 28 лет.

— По моим наблюдениям, сегодня человек готов за тысячу рублей весь день лопатой таскать бетон и реально физически вымотаться, но он не готов за две тысячи рублей прийти и покормить 20 свиней и 10 быков, и вынести три ведра навоза. Потому что, простите, здесь не французскими духами пахнет. Так что, с работниками проблема.

Нанять человека – всё равно, что еще один кредит взять со всей ответственностью за его семью. При этом положиться на него в полной мере нельзя, даже если буду платить ему хорошую по местным меркам зарплату. Потому что он может утром просто не выйти на работу. А если работник один раз не подоил коров – убытки несу я.

Вот так и приходится всему учиться на своих ошибках и приобретать собственный опыт.

Вот, к примеру, сегодня мне дешевле было бы нанимать трактор, но он у меня свой. Я хочу с техникой быть «на ты». Или вот сломался двигатель – дешевле купить новый, но я разобрал свой до болта и собрал. Я должен сам знать, что и как функционирует, чтобы ни от кого не зависеть.

Однако если даже приобрести всё необходимое оборудование для работы в хозяйстве, потребуются огромные деньги. И окупаться они будут очень долго. Для фермера это непосильная нагрузка. Поэтому помогает взаимовыручка: я кому-то помогу на тракторе, ко мне приедут, помогут.

— Ферму сам построил?

— Своими руками. Покупал стройматериалы, вывел отсеки для животных, выстелил пол кирпичом и теперь спокоен за поголовье: им тепло, есть дневной свет, что очень важно.

Я кормлю своих животных натуральными кормами и не вкалываю им ничего. Сколько дала корова молока – такое оно и есть. Ничего не добавляю и не смешиваю, жирность не увеличиваю.

— В советское время ни одна информационная программа не обходилась без слова «надои». Какие они у твоих буренок?

— Одна корова после последнего отела давала 37 литров в день. Но стала худеть, и я стал реже доить, боялся, что она совсем ослабеет.

Сейчас дает меньше молока, хотя я кормил ее всем, чем надо – зерном, сеном, которые, кстати, тоже приходится покупать. А это немалые затраты.

— А как же земля под кормовую базу. Сколько у тебя гектаров?

— Ноль. У меня есть два пая – мамы и бабушки – в поселке Новом, но я не могу их выделить, так как они находятся в аренде у крупного агрохолдинга.

Вообще, как я понял, в сельском хозяйстве царит монополия. А фермеру, чтобы работать, надо иметь очень большие деньги при условии отсутствия долгов.

Более года назад я участвовал в программе по соцконтракту, получил 250 тысяч рублей и приобрел на них трактор. Не новый, поэтому пришлось вложить в него еще более 350 тысяч рублей. Опять расходы. Но я на нем выполняю самые трудоемкие операции, на которые раньше уходило много времени и сил. Например, я кроме животноводства занимаюсь интенсивным садоводством, держу сад. Раньше там я мотоблоком по 2-3 часа глубоко вспахивал только один ряд деревьев в саду. Сейчас на тракторе всю работу на участке выполняю всего за полтора часа.

Но вложения реально очень большие. Было время, когда я на деньги, которые зарабатывал на ферме, мог с семьей жить, теперь вынужден еще и шабашить. Подряжаюсь на тракторе соседям навоз почистить или на стройке подработать. Такая вот «черная дыра» – сельское хозяйство.

Вот скажите мне любую сумму?

— 500 миллионов!

— Я уже потратил их. В голове.

— То есть, ты уже знаешь, куда деть такие огромные деньги?

— Да. И мне не хватит. Вот, что значит, сельское хозяйство сегодня.

— Давай тогда открутим назад, когда ты принимал решение заниматься этим делом. Сказал бы: «Да зачем мне эта «черная дыра»?! Я лучше пойду в айти-шники, юристы-экономисты…

— Я недавно об этом думал. Нет, я опять бы пошел в сельское хозяйство, но многое бы стал делать по-другому. Когда я пришел с армии, мне было 20 лет. Подоил корову, сел в машину, отвожу молоко, а люди не берут! Не верят, что 20-летний парень может доить корову. Очень расстраивало, что меня всерьез не воспринимают. Но я всего добился, чего хотел. У меня есть такой «загон»: или делать по уму, или не браться совсем.

Мне сегодня исполнилось 28 лет и мне ни перед кем не стыдно. Я никого не подвел, никому не обещал того, что не выполнил, нигде не накосячил.

Да, у меня есть долги, кредиты, это очень тяготит морально. Но я понимаю, что свои 28 лет не просто так прожил.

Короче, не сдаемся!

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.