Фото: ООО «СДК»

Российский экономист-кибернетик, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук Елена Николаевна Ведута дала эксклюзивное интервью нашему агентству.

— Елена Николаевна, как Ваш труд оказался в Америке? Откуда такой живой интерес к социализму у стран капиталистического лагеря?

— Начнем с того, что я являюсь членом ученого совета ежегодного Международного форума «Возрождение Азии», который проходит в Париже в Сорбонском университете и в Гаврском университете в Нормандии. Возник этот форум на базе Движения неприсоединения ни к Советскому Союзу, ни к США, появившегося в 1955 году в индонезийском городе Бандунге.

По линии форума поступило предложение подготовить статью для сборника трудов на тему некапиталистической экономики, издаваемого «Routledge». Я ее подготовила, но сразу начались проблемы, мой труд оказался под угрозой блокировки.

— Не удивительно. Тема для Запада непроходная.

— Не совсем так. На начальном этапе редактор сборника Аннамария Артнер из Венгрии меня заблокировала. Ей не понравилось, что я рекламирую опыт СССР, выявляя причины, почему он развалился и что делать. По ее мнению, типичному для тех, кто забалтывает проблемы, кибернетика – это наука в прошлом, как и бывший Советский Союз. Она рекомендовала мне найти хорошего переводчика. Мне это было странно, поскольку английским языком я владею свободно. Чтобы развеять свои сомнения, я послала эту статью моему другу Тушару Саркару. Он индус, гражданин Великобритании, часто приезжал в Россию, искал объяснение причин распада Советского Союза.

Тушар является координатором движения SecondWayPublication – это вторая волна публикаций, посвященных социализму. Он понял, что не разобравшись в причинах коллапса Советского Союза, не найдя ученых, которые могут объяснить произошедшее мировой общественности, агитировать за социализм далее невозможно.

Обычно на Западе объясняют так: социализм – это Сталин с его тоталитаризмом, автократией, ГУЛАГом, а после – дефицит туалетной бумаги, колбасные электрички в Москву и т.д. Нужна была научная правда о социализме и объяснение причин его разрушения.

Саркар понял ценность кибернетического подхода управления экономикой, что крайне важно сегодня всем странам для мирного разрешения кризиса. Он не нашел ошибок в моей статье и послал ее своему другу, одному из главных редакторов журналов Великобритании. Тот тоже не нашел ни одной ошибки. Поняв, что Аннамария просто блокирует публикацию моей статьи, они отправили материал со своей рекомендацией в социалистический журнал №1 в США – «MonthlyReview». Там статью опубликовали, а потом на основании отзывов к ней Тушар решил выпустить ее в виде книжки, чтобы те, кто ищет путь к социализму, имели возможность понять, что и почему произошло с нашей страной.

— Книга была просто обречена на фурор в Штатах…

— Мой труд «Socialism And Economic Cybernetics: Towards a Manifesto» вышел в свет в феврале 2024года. Но только на днях я узнала и была потрясена, что книга заняла третье место в числе лучших опубликованных в 2024 году произведений по социализму, рекомендованных неким BookAuthority, о котором я вообще понятия не имела. Но еще больше я удивилась, что в другом разделе, уже «Кибернетика», BookAuthority назвал мою книгу второй, как лучшую среди опубликованных в 2024 году.

— То есть, Ваш труд сам проложил себе дорогу?

— Да. И сегодня книгу уже сложно купить, а отзывы читателей сводятся к одному: наконец-то серьезнейшая тема изложена глубоко и доходчиво.

— В составе международного экспертного совета я вижу хорошо известные миру персоны: Ангелу Меркель, Дональда Трампа, Барака Обаму… Их тоже интересует некапиталистический путь развития экономики?

— Думаю, что их интересуют новые экономические механизмы, позволяющие выстраивать новые производственные цепочки в формирующемся новом многополярном мире. В их число, конечно, войдет кибернетическое управление экономикой, без которого выстраивание нужных производственных цепочек для выхода из глобального кризиса невозможно. И здесь вклад советского планирования и экономической кибернетики, рожденных в СССР, является исторически бесценным.

Среди экспертов присутствуют не только политики, но и ученые, деятели науки, культуры, которые оценивают произведения в соответствующих номинациях и присваивают разные места. За это победителям никто ничего не платит. И мне самой очень интересно, почему моя книга получила высокую оценку сразу в двух номинациях. Ведь тема специфическая, требует определенных знаний. И потом, одно дело, когда люди, заинтересованные в переходе к социализму, его поддерживают, и совсем другое, когда такой важный механизм как кибернетическое управление поддержали капиталисты.

Моя книга помогает активным людям мира искать альтернативное решение проблем капиталистической экономики. Если кратко сказать, то речь идет о создании лучшего будущего для человечества, реализующего моральные ценности, о новых экономических механизмах, которые будут организованы на кибернетических принципах.

— По сути, Ваш труд — это зеркало для мирового капитала, аргументированное, построенное на исторических фактах разоблачение олигархата?

— В том числе. К примеру, я задалась вопросом: «Почему из мирового кризиса нет выхода для экономики, построенной на прибыли?». Тут без экскурса в историю не ответить.

Концентрация и централизация капитала, начавшиеся после первой промышленной революции в конце XVIII века, привели в начале XX века к господству мировой финансовой олигархии, которая развязала Первую и Вторую мировые войны, а также холодную войну с СССР. После распада СССР в 1991 году мир стал однополярным, в котором доминируют западные ТНК. Они используют денежные инструменты, институциональные реформы, цветные революции и военные действия для перераспределения производимых доходов и активов всех государств в свою пользу. Я утверждаю, что в рамках капиталистической экономики, где все руководствуются максимизацией прибыли, выход цивилизации из глобального кризиса невозможен, наступит конец истории.

Единственным проектом, направленным на решение экономических задач путем планирования народного хозяйства, был проект СССР. Но отход партийной номенклатуры от демократии и предпочтение ручного управления – автоматизированному определили поражение СССР в холодной войне.

— В чем сегодня Вы видите главную причину кризиса мировой экономики?

— В непропорциональности экономического развития. Эта причина не может быть преодолена ни финансовыми методами регулирования капиталистического хозяйства, ни ручным планированием некапиталистического хозяйства. Требуется переход к автоматизации управления экономикой (использование искусственного интеллекта в экономике) на основе кибернетического планирования как системы алгоритмов согласования заказов конечных потребителей с возможностями производителей в направлении улучшения качества жизни. Такой системой алгоритмов является динамическая модель межотраслевого баланса (МОБ)**. Она представляет собой систему алгоритмов согласования плановых показателей «затраты-выпуск» всех уровней иерархии управления для расчета плана (траектории) движения экономики в направлении лучшего будущего.

— А на чем сегодня основываются стратегия и экономическая политика капитализма?

— На обобщении более чем тысячелетнего опыта торговли товарами и деньгами («купи-продай»), эксплуатации труда и использовании дешевых ресурсов зависимых стран. К ХХ веку экономическая политика капиталистических государств характеризуется цикличностью «протекционизм-война-либерализм». Протекционизм характеризуется вмешательством государства в экономику с использованием индикативного планирования, предполагающего лоббирование бюджетных средств в интересах господствующих социальных слоев, и колониальной политикой по обеспечению ведущих стран дешевым сырьем и рабочей силой, рынками сбыта зависимых стран. История XVII-XX веков подтверждает тяготение протекционизма к использованию вооруженной силы для защиты интересов конкурирующих метрополий.

— Политика протекционизма и переход к капитализму завершились наполеоновскими войнами…

— Да. В последней трети 18-го века произошла промышленная революция, появилась машина, значительно увеличившая производительность труда. Фабрикам требовался «свободный» рынок труда. В 1822 году к власти в Англии пришло либеральное правительство, и она стала доминирующей промышленной и финансовой державой. Стало выгодным отказываться от протекционизма в пользу либерализма, отстаивавшего идею свободной торговли для реализации конкурентных преимуществ Англии в международной торговле. Периодически возникали экономические кризисы в результате стихийного – непропорционального – развития капиталистической экономики, в ходе которых банкроты поглощались более крупными капиталистами.

В последней трети XIX века мир снова становится многополярным. Германия, США, Япония и Италия стали угрожать британскому превосходству. Эти государства, способствуя возникновению в них капиталистических корпораций, стали проводить протекционистскую политику неомеркантилизма, основанную на принципах свободного предпринимательства, протекционистских тарифов и колониальной экспансии. Борьба государств за рынки сбыта в интересах капиталистических корпораций стала более ожесточенной.

К началу XX века власть международного финансового олигархата была установлена. Мировому сообществу был навязан глобальный проект с запуском всеобщей мировой инфляции для перераспределения производимых доходов и активов всех социальных слоев мира в пользу транснациональных корпораций (ТНК). Стратегия «протекционизм-война-либерализм» трансформировалась в стратегию «инфляция (протекционизм с высокими темпами инфляции) — война — финансовая стабилизация (либерализация с медленными темпами инфляции).

— Спекулятивные игры могут закончиться подготовкой очередного военного разрешения кризиса?!

— Так и есть. Скоординированная финансовая политика западных стран по интеграции своих национальных финансовых рынков в мировой рынок ссудного капитала завершилась к 1991 году, когда СССР проиграл холодную войну и распался. Потоки фиктивного капитала с Запада были направлены на «раздел» имущества бывшего СССР. Его бывшие республики стали проводить политику финансовой стабилизации под лозунгом либерализации. Однополярный мир, созданный в 1991 году, глобально управляется ТНК.

Постепенно экономический хаос нарастает, перераспределение доходов и активов в пользу ТНК достигается за счет использования монетарных инструментов, реформ, цветных революций и военных действий. Следуя обычным «правилам» глобального капиталистического проекта, США с приходом к власти Трампа в 2017 году начали слом либерализма для перехода к протекционизму. Мир вступил в очередную предвоенную фазу развития.

Учитывая ядерный потенциал развивающихся стран, а потому стремясь избежать прямого военного конфликта, международные финансовые организации добавили к этим инструментам достижения цифровой революции, в частности, ИИ в военной сфере с целью организации кибератак и кибервойн, дестабилизирующих компьютерные системы и жизнь в государствах, стремящихся к национальной информационной безопасности.

— Ну, а что с социализмом? Известно, что Карл Маркс был против социалистической революции в России…

— Да, по его мнению, «России не нужна ни революция европейского образца, ни западный путь развития, ибо дело неизбежно обернется насильственным подчинением многомиллионного населения неумолимым законам капитализма с трагическим концом – необратимой деградацией всего народа».

Потому и вызывает интерес эта тема у мирового сообщества. До сих пор западные умы задаются вопросом, кто был прав: Маркс, предупредивший о трагическом финале революции в отсталой стране, или Ленин, осуществивший социалистическую революцию в отсталой России? И я в книге подробно раскрываю этот вопрос. Убеждена, что социализм – единственная альтернатива всем капиталистическим глобальным проектам, обеспечивающая культурный прогресс человечества.

— Вы известны в России как поборник плановой экономики. Неужели и этот момент интересен Западу, построившему свою хозяйственную систему на рыночных отношениях?

— Да, именно так. Судя по откликам на мою книгу, а ее высоко оценили коммунисты Великобритании, читатели в США, руководители ряда университетов в Китае, интерес к новым инструментам хозяйствования весьма высок. Речь, прежде всего, о кибернетическом планировании экономики. План есть ответственность за конструирование лучшего будущего, это траектория движения вперед. Без плана невозможно развитие. Отсутствие плана – это хаос, коррупция, безответственность перед будущим — «после меня, хоть потоп». Рынок провоцирует проблемы и кризисы. В странах Запада к необходимости кибернетического управления экономики отнеслись серьезно.

* По мнению BookAuthority, книга заняла 2-е место в разделе «Кибернетика» и 3-е место в разделе «Социализм» среди лучших книг, опубликованных в 2024-м году. BookAuthority собирает самые рекомендуемые книги по бизнесу, технологиям и науке, представленные на CNN, Inc и Forbes.

Отзыв из Великобритании 5 сентября 2024 г. «Книга содержит краткий исторический обзор развития и распада экономики СССР на протяжении десятилетий, подкрепленный данными. Автор дал краткий обзор сложной темы, которая имеет потенциал, как только будет осознана и принята роль кибернетики в будущей экономике. Социализм — это демократия плюс кибернетическая экономика».

**Ее автором является советский ученый-кибернетик Н.И. Ведута.