СтавропольПт, 29 Марта 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Написание иконы это как молитва

Преподаватель отделения иконописи при московском Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Кристина Зуева о секретах своей профессии.

#Интервью
Написание иконы это как молитва
#Интервью
Преподаватель отделения иконописи при московском Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Кристина Зуева о секретах своей профессии.

22 мая – ИА SM.News. Не первый год в Москве действует иконописная мастерская «Горница». В ряде храмов столицы открыты курсы по обучению желающих писать иконы. Сюда приходят как люди с художественным образованием, так и не имеющие подобного опыта. Преподаватели «Горницы» помогают ученикам разных возрастов пройти путь от азов иконописного рисунка до самостоятельного написания курсовой работы-иконы Богоматери.

Предусмотрен здесь и курс лекций по истории христианского искусства и иконографии, изучение технологии письма яичной темперой в стиле древнерусской школы иконописи, а также золочение сусальным золотом. Для учеников, избравших для себя такую духовную миссию, предусмотрены посещения памятников, музеев и собраний икон Третьяковской галереи, Троице-Сергиевой Лавры. Одна из таких групп иконописцев действует при воскресной школе Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне под началом преподавателя Кристины Зуевой.

Наша беседа с ней проходит в учебном классе, где над рисунками склонились пришедшие сюда по зову души женщины. Мужчины, по словам преподавателя Кристины Зуевой, с не меньшим удовольствием занимаются иконописью.

— Кристина, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли в эту профессию и почему?

— Я окончила православный Свято-Тихоновский университет в Москве, факультет церковных художеств. Здесь действуют отделения иконописи, монументальной живописи (это роспись храмов), реставрации, искусствоведения и церковного шитья.

Уже на вступительном экзамене абитуриенты должны показать уровень соответствующей подготовки – представить художественный рисунок, живопись. И начиная с 1 курса, мы уже работали над иконами. В 18 лет я написала первую в своей жизни икону – Великомученицы Екатерины.

Во время учебы в университете мы изучали и академическую живопись, но акцент был сделан именно на церковное искусство.

По окончании вуза мне выдан диплом государственного образца по специальности «живописец».

— У вас была потребность души, раз вы пошли учиться на такого специалиста? Или так сложились обстоятельства?

— Когда я оканчивала среднюю школу, были мысли стать архитектором, и я к этому готовилась. Тогда же я стала посещать храм и постепенно узнавала глубже церковную службу и основы веры. Мне очень повезло с батюшкой, он буквально «зажег» меня, и я стала чаще приходить в храм, стала преподавать в воскресной школе, где и познакомилась с женщиной, которая занималась иконописью. Она в тот период искала, кого бы ей научить и поделиться своими знаниями, чтобы для храма было больше иконописцев.

А я по натуре любознательная, мне стало интересно, и я решила попробовать. И мне так понравилось это занятие, что я передумала быть архитектором и решила поступать учиться на иконописца. Всё получилось очень быстро, я не успела даже на подготовительные курсы походить, но, слава Богу, в университет Свято-Тихоновский поступила.

Учиться здесь было очень интересно, преподаватели – а это высочайшие профессионалы своего дела и одновременно энтузиасты – читали очень содержательные лекции. Особенно по истории искусства мне нравились. Лекторы все окончили МГУ, работали сотрудниками самых крупных музеев и буквально «горели» в университете, несмотря на весьма скромную, как я понимаю, зарплату. А мы, студенты, буквально жили в мастерской все шесть лет учебы и трудились до позднего вечера. Ведь работа над иконами требует глубокого погружения. Это было прекрасное время, полезное и интересное.

— Как Вы стали работать в иконописной школе «Горница»?

— Ее организовала Алена Емельянова, мы вместе учились в университете. «Горница» создана для тех, кто хочет заниматься иконописью. В основном это работающие люди, которые приходят на занятия раз в неделю. Для кого-то это благочестивое хобби, а кто-то хочет серьезно заниматься.

Я очень благодарна настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне отцу Павлу (Великанову) за предоставленную в прошлом году возможность организовать при храме курсы и проводить занятия.

— Первичные навыки у учеников школы должны быть?

— У нас занимается, к примеру, молодая женщина, выпускница Строгановской академии, есть ученики с высшим художественным образованием. Но даже если такового нет, то учебная программа курса позволит научиться. Ведь в написании икон очень много копирования, это же каноничное искусство. Соответственно, мы делаем копии. Это академической живописи сложно научить человека рисовать. А опираясь на копию, и когда есть педагог, который все это объясняет, гораздо проще.

Мои ученики уже отучились полгода и начали рисовать лики святых. Первое время делали лишь фрагменты икон. Например, горки, растения, архитектуру, фигуры святых.

Пишем иконы мы темперными красками.

— Как это?

— Готовится желтковая эмульсия: желток смешивается с водой, а в качестве консерванта добавляется белое сухое вино либо уксус. На эмульсии растираются натуральные пигменты. Так готовятся краски.

Недавно у нас был просмотр, где ученики показывали результаты своего обучения в течение полугода. Мне было очень радостно видеть, как они растут от задания к заданию, и сколько стараний каждый ученик вкладывает в работу. И теперь они приступают к самому важному этапу обучения – написанию Владимирской иконы Божией Матери.

Я считаю важным то, что при Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне кроме иконописных курсов действует также иконописная мастерская. То есть, выпускники курсов имеют возможность и далее совершенствовать свои навыки.

— А вот Вам лично довелось написать икону самой от начала до конца?

— У меня их уже около пятидесяти. Они стоят и в храмах в иконостасах, и в домах прихожан. Моя дипломная работа – икона Патриарха Тихона была выставлена в Кремле.

— Что вы испытывали, когда писали иконы?

— Страх и трепет, благоговение. Эти же чувства испытывают и мои ученики. Потому что невольно соприкасаешься с чем-то очень возвышенным, а… кто ты такой, чтобы писать святого и тем более, Божию Матерь или Спасителя? Но со временем смирение приходит и понимание: это Господь мной управляет! Раз уж я поставлена иконописцем, и у меня есть благословение на этот труд, то я уже не мыслю о себе высоко: вот, это я создаю икону!

— Личное тщеславие уходит.

— Да. Полагаю, что по этой причине иконы не подписываются, так не принято. Хотя и запрета нет, но это дело церкви.

Недавно мы с учениками посещали Третьяковскую галерею, где в залах икон я рассказывала об истории иконописи и о технике.

На протяжении всей истории древнерусского искусства, начиная с 11-го века и заканчивая 17-ым, менялась технология иконописи, менялась иконография. В каждом княжестве был свой любимый колорит, который передавали иконописцы.

Удивительно осознавать, что самым древним иконам в Третьяковке почти 900 лет… И время, конечно, наложило на них отпечаток. Появлялись утраты, записи, затем проводилась реставрация, которая также оставляла свой след.

По своему опыту скажу, что написание иконы это как молитва, потому что человек во время творчества общается с Богом. Есть такие практики, где в тюрьмах пишут иконы заключенные. Но пишут не для размещения в церкви, а для своих же собратьев по несчастью. И они, соприкасаясь со святыней, очищаются. Я во время работы что-то такое тоже чувствую.

Конечно, техника иконописи такая многодельная… Работа над образами требует усидчивости и похожа на молитву – монотонная, с повторами. Это не всем подходит по характеру. Но через такую молитву и над собой работаешь, обдумываешь свою жизнь.

Фото Кристины Зуевой и познавательные истории про иконы можно найти в ее ТГканале.

От автора: благословение на интервью получено от священника Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Отца Сергия.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.