14 августа – ИА SM.News. Об этом человеке за долгие годы его активной деятельности сказано и написано много. Но однажды в жизни наступает момент, когда хочется подвести небольшой итог, оглянуться назад: а так ли я жил? А всё ли сделал? А чем еще могу помочь своей стране? И оказывается, что и сделано немало, и впереди – дел непочатый край, и сил еще достаточно для реализации планов. Не личных. Государственных. Для лучшего будущего, для России.
Рожденный в годину войны Родина пылала в огне. Красная Армия громила фашистов по всем фронтам. Шел 1943-ий. А 1 сентября в поселке Вагоноремонтный Московской области в семье рабочих родился мальчик Ваня. Дитя войны, он не испытал на себе всех ее ужасов, но сполна познал тяготы послевоенной жизни. Боль истерзанной страны навсегда вросла в его плоть и кровь, сделала мальчика патриотом, верным защитником Родины. В 1945 году родители переехали в Невинномысск, на Ставрополье, которое тоже немало пострадало от рук фашистских оккупантов. Здесь сам воздух был пронизан гордостью за Великую Победу, за героев Великой Отечественной. Дети росли на примерах подвигов земляков, осознавали смысл своей жизни как неустанный труд на благо Родины. Для Вани началась обычная жизнь советского ребенка: школа, пионерия, комсомол. Учебу в вечерней школе рабочей молодежи сочетал с работой на Всесоюзной комсомольской ударной стройке города химиков – так хотелось поскорее повзрослеть и приносить пользу обществу. Рабочая стезя и вела Стоянова по жизни многие годы – птицекомбинат в Невинномысске, завод железобетонных конструкций… Потом – армия, Бакинский округ ПВО, школа сержантского состава и – вступление в ряды КПСС.
Карьера пошла по партийной линии: инструктор горкома комсомола в городе химиков, затем – освобожденный секретарь комсомольской организации профтехучилища №13. Но и учиться хотелось, совершенствовать опыт и приобретать новые знания. Иван поступил в Ставропольский государственный медицинский институт, затем – клиническая интернатура и ординатура на кафедре кожвенболезней. И опять – непререкаемый авторитет и компетентность среди студентов и преподавателей вывели Ивана в лидеры, как сейчас говорят, общественного мнения – он был избран освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ мединститута, ставшего стартовой площадкой для дальнейшего роста.
В 1974 году Иван Стоянов был переведен в аппарат горкома КПСС города Ставрополя. Затем снова повышение – освобожденный секретарь парткома мединститута. По советским временам это было серьезное признание старшими товарищами. Даже из этих кратких фрагментов биографии можно судить о том, как в советские годы партийное руководство растило кадры, проверяя их на деле и облачая доверием. Не нужны были никакие нынешние новомодные «социальные лифты», коучи и рекрутеры. Каждый претендент на должность тогда имел за плечами реальный опыт работы и с людьми, и в профессии, был испытан службой в армии. Не говоря уже об идеологической заточке с раннего детства на справедливость и верное служение партии и народу.
Вехи трудового пути Как врач по призванию и образованию, Иван Стоянов был направлен крайкомом КПСС на работу главным врачом санатория им. Павлова, затем – Центросоюза в Ессентуках. В 1984-ом стал вторым секретарем Ессентукского горкома партии, затем – первым. И – вперед и вверх! Получил назначение на должность заведующего лечебным сектором Управления Делами ЦК КПСС. Есть и еще одна знаковая страница в биографии Ивана Степановича – открытие на базе санатория им. Калинина Всероссийского Центра по лечению больных сахарным диабетом. Да, именно природный фактор – минеральная вода «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17» – позволяет победить серьезный, неподвластный медикам всего мира, недуг. Иван Степанович, как врач, заявлял о пользе целебных источников на всех уровнях и добился понимания на разных уровнях власти. Центр начал работу в… году. Есть в биографии Стоянова и такие чины: подполковник медицинской службы, Государственный советник налоговой службы Российской Федерации, генерал-полковник, полпред губернатора Ставропольского края…
Ессентучане чтут Ивана Степановича как одного из сильных и умелых хозяйственников, как мэра, избранного населением города-курорта. Без модных ныне информационных технологий и пиара. Только – авторитет, основанный на профессионализме, на глубоком понимании возникших в постсоветское время проблем курортов Кавказских Минеральных Вод. Об этом, о проблемах, созданных самой властной вертикалью, сказано и написано много. И всегда Иван Стоянов был в первом ряду борцов за сохранение природного потенциала, экологии региона. И как верный солдат Родины по сей день остается в этом строю. Федеральная, краевая и местная пресса годами неустанно доносят его несгибаемую позицию.
Спасти курорты – дело чести и гражданский долг Стоянова В советское время люди, осознанно убивающие курорты многоэтажной застройкой, ростом населения на Кавминводах, загрязнением воздуха автотранспортом, наверняка оказались бы в местах не столь отдаленных. Живы в регионе люди, которые помнят, что из городов-курортов отселяли жителей, дабы снизить антропогенную нагрузку. Помнят, что въезд в Кисловодск иногороднего транспорта был запрещен, что строить дома выше 3-го этажа в курортном анклаве было категорически нельзя. А уж мысль о том, чтобы вырубать участвующие в формировании того самого особого климата реликтовые деревья, чтобы уничтожать их под новомодные инвестпроекты, умирала в головах прожектеров, не успев родиться.
— Поэтому и был разработан конкретный план ТЕРСКОП – Территориальная комплексная схема охраны природы КМВ, четко ограждающая курорты от вандализма. Сегодня она упрятана под сукно, а на курортах творится рыночная вакханалия, — говорит Иван Степанович Стоянов.
Он пытается донести свои профессиональные соображения о недопустимости преступно-вольного обращения с регионом Кавминвод до сильных мира сего. Виктор Казанцев, Дмитрий Козак, Лев Кузнецов, Владимир Жириновский, Сергей Степашин, Валентина Матвиенко… Много было встреч, обстоятельных бесед, убеждений. Благодаря усилиям Ивана Стоянова и его единомышленников удавалось сдерживать захватнические инстинкты «инвесторов». Но…
25 июля 2023 года Государственная Дума РФ приняла так называемый «закон о развитии оздоровительных курортов». И – надежды на спасение Кавминвод как исключительной ценности здравницы, рухнули. Этот закон поступил в Госдуму ещё в 2014 году, но вызвал такую серьёзную критику со стороны экспертного сообщества, Общественной палаты и Совета Федерации, что в 2018 году его было рекомендовано отклонить. Однако всё это время документ дожидался своего часа и был принят без какого-либо серьёзного обсуждения и учёта критики. Не зря боялись этого закона защитники курортов. Депутаты, казалось бы, де-юре народные представители, полностью ликвидировали само существующее понятие о курортах, как о местах лечения и отдыха.
«В первую очередь, мы однозначно отделяем курорты от особо охраняемых природных территорий, что позволит привести к единообразию судебную практику по вопросам оборота земельных участков в курортных регионах», — радостно прокомментировал закон председатель профильного комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.
По его мнению, законопроектом решаются многие накопившиеся проблемы в сфере курортного дела. Кто бы сомневался. Ведь в числе «накопившихся» проблем – то самое противодействие общественников, экологов, гидрогеологов разрушительным инициативам местных и краевых властей, распродаже курортной земли, агрессивной жилищной застройке. Труды советской власти, пестовавшей Кавминводы, нарочито пренебрежительно уничтожаются, словно кто-то задался целью вымарать из памяти народа и СССР, и КПСС, и всё хорошее, что ими было создано для здоровья будущих поколений.
Иван Степанович и его коллеги-профессионалы не поддерживают данный закон. Однако в рамках данной статьи, посвященной 80-летию «Ессентукского Стоянова», можно просто утонуть в фактах и документах, доказывающих вредоносность депутатского «творения». Но мы непременно вернемся к этой теме, тем более что Иван Стоянов и его коллеги намерены серьезно бороться за курорты и убедить «федералов» в необходимости наложить вето на закон, доказав принявшим его депутатам на недопустимость причинения вреда этому уникальному региону.
… 80 лет это только на первый взгляд много. Но когда у человека впереди много планов, когда в сутках недостаточно часов, чтобы общаться с друзьями, изучать научную литературу, собирать «круглые столы» и конференции, а еще – петь под гитару романсы, посещать «Шаляпинские сезоны», тогда 80 лет – это только середина пройденного жизненного пути. И пусть будет он и далее столь же успешным, полезным для России и Ставрополья!