Оксана Симонова, Донецк: «Украина изменила наши жизненные ценности»

— Я домохозяйка, воспитываю двоих детей 4 и 7 лет. По образованию артист оркестра, музыкант.

— Вы родили детей в самое страшное для Донбасса время? Как на это решились?

— Вы не поверите, сколько сейчас в Донецке мамочек с двумя-тремя и более детей! Знаете, почему?

— Почему?

— Потому что в 2014 году благодаря Украине у нас полностью изменились жизненные ценности! Раньше мы жили для себя, зарабатывали. Многие имели по одному ребенку, потому что хотели всё лучшее дать ему. А когда началась война Украины против жителей Донбасса, все заработанные материальные ценности обратились в прах. Снаряд упал на дом и – ничего нет. Недвижимость и то, что в ней, может рухнуть от одного снаряда. И всё, ты – один!

У меня много близких знакомых, которые остались ни с чем. И вот тогда дети вышли на первый план и оказались самым ценным. Стало ясно, что главное – это жизни людей.

Поэтому мы с мужем не боялись рожать: ведь это Бог дал детей, а это большое счастье.

Когда начались боевые действия, и последовала эвакуация, я до последнего верила, что это ненадолго. Но муж настоял, чтобы я с двумя малышами уехала в Россию.

— Он там остался?

— Да, он со старшим сыном в Донецке, они водители, занимаются снабжением Донбасса, возили гуманитарку в Мариуполь. У меня большая семья, живы родители. Они и убедили вывезти детей. Это правильно, потому что там психика взрослых не выдерживает напряжения и ужаса, что говорить о детях…

— Как вы там вообще выжили с малышами, чем кормились?

— Благодаря гуманитарке и выжили. Получали кашки детские, я их давала малышке, старший сын тоже их кушал. А что было делать? Магазинов нет, работы нет, денег нет, запасов не делали – нам же никто не объявлял, что будет война!

— Кого Вы считаете виновным в происходящем?

— Конечно, Украину. Когда нацики прыгали на майдане, я думала, что попрыгают как ведьмаки на шабаше, побесятся и на том дело кончится. Я была уверена, что у нашей страны, пережившей Великую Отечественную войну, должна быть прививка, иммунитет к войне. Но, как оказалось, не у всех. И когда жителям Донбасса начали говорить, как им жить, с кем и на каком языке говорить, какому богу молиться… Для нас это неприемлемо.

— Обстрелы пережидали в подвале?

— Нет, мы в подвал не спускались – туда далеко было бежать и опасно. Мы в квартире в ванне или в коридоре прятались, где нет зеркал и стекол, где более безопасно. Тогда младший ребенок и стал бояться один находиться в комнате, даже в туалет ходить ему страшно.

— Как же вы таких малышей вывезли из того ада?

— Мы попросили одну женщину, чтобы она нас вывезла. Мужчин же сейчас днем с огнем не найдешь, они же все воюют. Это еще спасибо минским соглашениям! Именно после их подписания Украина перестала обстреливать центр города! Но окраины Донецка – да, это руины, как в Мариуполе.

— На что сейчас живете?

— Мы получили единовременную выплату от Владимира Владимировича Путина по 10 тысяч рублей на каждого члена семьи. За что ему большое спасибо!

Нас трое, мы получили 30 тысяч. Были и свои средства.

Здесь, в Георгиевске нам помогает, кажется, весь город! Сначала приехали добрые люди из фирмы «Мое море», привезли продукты и финансовую помощь. Девочки из местного колледжа нас тут постригли-покрасили, фирма «СофиЛена» предоставила одежду модельную, Кисловодская филармония – билеты. Нас уже свозили в Пятигорск в театр оперетты на «Царевну-лягушку».

Шикарно!

Врачи все приходили, кружат возле нас и наших детей, обследовали им сердце. Пожив тут два месяца, я чувствую себя не просто членом общества, а членом семьи. Для примера: на западной Украине своим же землякам-беженцам за евро сейчас квартиры сдают! Или в спортзале на матах спать кладут.

А здесь просто святые люди! Поистине, город под покровительством Святого Георгия Победоносца! Местные люди очень доброжелательные, душевные.

А как они патриотически воспитаны! Мы с детьми побывали на праздновании Дня Победы на всех мероприятиях в Георгиевске. Как же всё было искренне и трогательно! Ваш город, совершенно точно, поддерживает Путина, спецоперацию и чтит память героев Великой Отечественной.

— О чем Вы сегодня мечтаете?

— Скорее бы пришла победа! Господи, вразуми этих неадекватных людей на Украине, чтобы они сложили оружие! Но пока оттуда доносится бред, типа, они победили и уже идут на Москву. Шизофреники, не меньше.

Валентина Коваленко, Мариуполь: «Для меня важно не остаться без жилья»

— Я в Георгиевском пункте временного размещения с 28 марта. Вывезла семью с маленькими детьми и дочку друзей. Мой дом в Мариуполе пока уцелел, хотя рядом с ним все – в труху. Как и институт, в котором я училась. Говорят, что ту территорию, где мы жили, будут ровнять с землей. Что будет с людьми, которые там остались, непонятно.

Мы пережидали обстрелы в гостинице Спартак. Это крепкое дореволюционное здание с хорошим глубоким подвалом. Буквально через два дня, как мы выехали с Донбасса, подвал разбомбили.

Все, что было моей жизнью, разрушено на 90 процентов. Поэтому для меня важно сейчас не остаться на улице.

Хотелось бы здесь, в Георгиевске, официально устроиться на работу. Но поскольку нет пока гражданства России, то это проблематично. Надеюсь, когда Мариуполь станет российской территорией, будет легче.

Надежда Бутырина, поселок Владимировка Донецкой области: «Если бы мы не выехали с Украины, сына я бы потеряла»

— С 24 февраля у меня сумка с вещами и документами была собрана, и мы с ней спускались в подвал во время обстрелов. Наступит затишье – тащим ее в свою квартиру. Однажды Артему, ему 14 лет, стало плохо – он у меня аутист, инвалид детства – ночью начал биться в стенку, и я поняла: всё! Надо уезжать.

5 мая нас привезли с Донбасса в Таганрог, и тут Артема схватил приступ аппендицита. Нас быстро на скорой доставили в больницу, сыну сделали операцию – бесплатно!

Я была в шоке от волонтеров! Это такие ребята! Не передать! Из Новосибирска, Краснодара, Москвы и Нальчика. Они ухаживали за беженцами, среди них были лежачие, им меняли памперсы, помогали оформить документы. Такого отношения мы с сыном просто не ожидали!

Когда он поправился, нас привезли в Георгиевский пункт временного размещения. Сейчас вот как подумаю, что могла сына лишиться, если бы не вывезла его с Донбасса… Мало того, что минометные обстрелы, так еще приступ аппендицита. Кто бы ребенка оперировал в подвале?!

Я только теперь начала спокойно спать, без судорог. Нас уже свозили в Пятигорск – на Провал, на место дуэли Лермонтова. Мне всё время хотелось сказать: «Ущипните меня!». Не верилось, что я оказалась в такой красоте, среди таких хороших людей. Теперь надо документы оформить да подлечить нервы.

Можно еще скажу? Как же у вас в Георгиевске чисто! Не летают пакетики, бумажки. Я вижу, что люди у вас не кидают бычки просто так, или мусорные мешки не доносят до контейнеров. Меня это восхищает!

Виктория Божко, студентка Мариупольского госуниверситета: «Для меня открывается новая жизнь!»

Девушка неожиданно для себя стала студенткой Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Она зачислена на бюджетное очное отделение! Редкая удача по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Оксана записала на видео слова благодарности России за такое неожиданное участие в ее судьбе.

Как сообщил корреспонденту ИА SM News директор Георгиевского колледжа Дмитрий Жураховский, 25 беженцев размещены в образовательном учреждении в приспособленных помещениях – комнатах отдыха спортсменов. Здесь люди пробудут с 29 марта по 1 августа, после чего их отправят к местам постоянного проживания.

— Все проблемы беженцев коллектив колледжа, георгиевская администрация, руководители предприятий, краевые органы власти держат на контроле, стараются создать людям наиболее благоприятные условия и побыстрее адаптироваться к новой, мирной жизни, — говорит Дмитрий Жураховский.

Россия по-другому и не может. Просто – не умеет.